Тема воинского учета не дает мне покоя, потому что у меня у самой появились вопросы:

1. Какой штраф получит организация, если у неё нет военнообязанных работников и она не зарегистрирована в Военном комиссариате?

Давайте смотреть еще раз, за что именно предусмотрены штрафы в Кодексе об административных правонарушениях:

Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

(Получается, что этот штраф возникнет, если есть граждане, подлежащие первоначальной постановке на ВУ, а в нашей гипотетической организации их нет.)

Статья 21.2. Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет

(Эта статья КОАП относится также к тем у кого есть в штате военнообязанные…)

Статья 21.3. Утратила силу с 1 октября 2023 года.

Статья 21.4. Непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета (Воинский учет работодатель осуществляет по военнообязанным сотрудникам. Поэтому эта статья опять про них…)

На мой взгляд, на текущий момент по КОАП не предусмотрена ответственность за непостановку на учет организации в Военном комиссариате.

Это моё личное мнение, основанное на буквальном прочтении закона, но я не призываю не вставать на учет в военном комиссариате организациям, у которых ПОКА нет военнобязанных сотрудников.

Ведь если в вашу организацию завтра трудоустроится военнобязанный, то в течение 5 календарных дней нужно будет сообщить в Военкомат о приеме военнообязанного сотрудника, а в течение трех дней о сотруднике, который должен состоять на воинском учете, но не состоит, мгновенно поставить на учет организацию не получится.

2. Если правонарушение по воинскому учету совершено до 1 октября, а выявлено позже: какие штрафы будут применять-старые или новые?

По правонарушениям, которые совершены до 1 октября действуют штрафы, действующие до 1 октября 2023 г., потому что «нормы, которые устанавливают или отягчают административную ответственность, обратной силы не имеют» (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

3. Если при контрольных мероприятиях будут выявлены нарушения по воинскому учету, возможна ли замена штрафа предупреждением?

В КОАП статья статья 4.1.1. «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением», предусматривает следующее:

За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), … административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение…»

Но, если правонарушение будет совершено повторно, штрафы могут быть применены максимальные, т.к. совершение правонарушения повторно-отягчающее обстоятельство.

4. Какой срок давности при привлечении к административной ответственности?

Он составляет три года с момента, когда работодатель должен был исполнить соответствующую обязанность (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Штраф не назначат, если этот срок истек — например, если работодатель не подал в военкомат сведения о сотрудниках, которые работают в организации более трех лет.