В последнее время провела несколько аудитов состояния учета в разных сферах бизнеса (интернет-магазин, опт, общепит) и тенденция одна:
главбухи в течение года не занимаются своей основной работой - не выполняют процедуру контроля и закрытия месяца. Год уже закончился, а в учете с января «конь не валялся».
И что они на это говорят?
«Так я же ещё год не закрывала. Вот как сейчас в марте к сдаче отчетности закрою – так всё будет!»
Самое главное- руководители об этом даже не подозревают!
«А в чем, собственно, проблема?» Спросите вы меня. «Ну ничего же страшного не произошло.»
«Произошло!»:
Если методично ежемесячно всё что нужно проверять, списывать, запрашивать недостающие документы, формировать корректный налоговый учет, что-то корректировать, то нагрузка нормальная.
А если этот объем работы перенести на следующий год и сделать перед сдачей отчетности, то:
- это 100% будет сделано некачественно, потому что годовой объем работы –за месяц не может быть качественным! А если за месяц можно закрыть год качественно, то тогда за что Вы платили весь год? Своим ли делом занимался главбух или он выполнял работу бухгалтера по первичке?
- любое увольнение главбуха с недоделанной работой в середине года приведет к восстановлению учета новым сотрудником, а это доп расходы!
- при откладывании на потом в периоде сдачи отчетности у сотрудника формируется пиковая нагрузка = повышенный стресс = выгорание! А ведь можно было смягчить этот период, выполняя работу вовремя…
- главбух – это самостоятельный сотрудник, который сам определяет себе фронт работы. И вот такое планирование говорит о низко поставленной самому себе планке. «Работа спустя рукава». А это уже «почерк». И значит, в других вопросах такой «почерк» тоже проявится.
В нашей компании я стараюсь выстроить процессы так, чтобы сотрудники до 25 числа следующего месяца закрывали предыдущий (это сложно в периоде закрытия года, при плановых усложнениях и перестройках, но в остальных случаях-вполне реально). И если всё сделать вовремя, то с 26 по 30 (31) число есть время для саморазвития.
Своевременность. Включаю этот показатель в систему мотивации и контроля. Скажу честно, что не все могут так работать. Но для меня это принципиально.
Если Вы хотите проверить своего главбуха (= состояние учета) – пишите- проведем аудит!
В 10% случаев результат аудита положительный – нет грубых, критических ошибок, корректно рассчитаны налоги, все регламентные операции выполняются вовремя. Особо не к чему придраться.
Это придает уверенность руководителю в качестве работы бухгалтерской службы! А Вы уверены?