Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента (введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) предполагает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.

Налоговый орган может усомниться в должной осмотрительности 🔎проверяемой организации (ИП), если у нее (него) окажется неблагонадежный контрагент, который уклоняется от уплаты налогов и имеет признаки фирмы - «однодневки». Чаще всего такие «технические» фирмы уклоняются от уплаты НДС.

Законом не установлен перечень конкретных мероприятий, который должен провести налогоплательщик, чтобы считать его проявившим должную осмотрительность, но на практике суды 👩🏻‍⚖ проверяют следующие доказательства осмотрительности:

1) запросила ли компания учредительные документы у контрагента;
2) проверила ли с помощью сервиса ФНС сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, информацию о дисквалифицированных лицах;
3) проверила ли деловую репутацию с помощью специальных сервисов (нет ли судебных дел или задолженности по исполнительному производству, сведения в реестре недобросовестных поставщиков, данные по бух отчетности, среднесписочную численность, задолженность по налогам и взносам)
4) запросила ли у контрагента:
🔹бухотчетность;
🔹решения и приказы о назначении генерального директора;
🔹паспорт генерального директора;
🔹штатное расписание;
🔹доверенности на лиц, действующих по доверенности;
🔹коммерческое предложение;
🔹банковские реквизиты.

Рекомендую💁🏼‍♀ при начале сотрудничества с поставщиками (покупателями) формировать портфолио документов📁 (сведений), чтобы при необходимости доказать в суде свою осмотрительность. Предполагаю, что не все запрашиваемые документы Ваш контрагент предоставит, но как минимум, запросить стоит, а также собрать информацию из доступных источников.
Это может защитить Вас от неблагонадежного партнера, а не только от претензий📃 ИФНС.‼