Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента (введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) предполагает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.
Налоговый орган может усомниться в должной осмотрительности проверяемой организации (ИП), если у нее (него) окажется неблагонадежный контрагент, который уклоняется от уплаты налогов и имеет признаки фирмы - «однодневки». Чаще всего такие «технические» фирмы уклоняются от уплаты НДС.
Законом не установлен перечень конкретных мероприятий, который должен провести налогоплательщик, чтобы считать его проявившим должную осмотрительность, но на практике суды проверяют следующие доказательства осмотрительности:
1) запросила ли компания учредительные документы у контрагента;
2) проверила ли с помощью сервиса ФНС сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, информацию о дисквалифицированных лицах;
3) проверила ли деловую репутацию с помощью специальных сервисов (нет ли судебных дел или задолженности по исполнительному производству, сведения в реестре недобросовестных поставщиков, данные по бух отчетности, среднесписочную численность, задолженность по налогам и взносам)
4) запросила ли у контрагента:
бухотчетность;
решения и приказы о назначении генерального директора;
паспорт генерального директора;
штатное расписание;
доверенности на лиц, действующих по доверенности;
коммерческое предложение;
банковские реквизиты.
Рекомендую при начале сотрудничества с поставщиками (покупателями) формировать портфолио документов (сведений), чтобы при необходимости доказать в суде свою осмотрительность. Предполагаю, что не все запрашиваемые документы Ваш контрагент предоставит, но как минимум, запросить стоит, а также собрать информацию из доступных источников.
Это может защитить Вас от неблагонадежного партнера, а не только от претензий ИФНС.
А Вы проявили должную осмотрительность?
- Подробности